Использование гептила в высших слоях стратосферы безопасно
Накануне начальник отдела экологической безопасности объектов наземной космической инфраструктуры «Роскосмоса» Виталий Самброс прибыл в Приамурье. Целью его визита стало изучение общественного мнения по поводу запуска ракетных аппаратов с использованием гептилового топлива с космодрома «Восточный». «Мне, как куратору группы, проводящей экологическую экспертизу, помимо технических вопросов интересно будет узнать и общественное мнение. Это является неотъемлемой частью каждой госэкпертизы, - рассказал Виталий Васильевич. - Для этого в рамках федерального законодательства проводятся общественные слушания. Порядок их проведения определяют региональные власти, а организатором выступает муниципалитет». Подобные слушания по позиционному району состоятся в конце лета нынешнего года, а осенью они пройдут в Зейской районе, как на территории предполагаемого падения ступеней ракет.
Виталий Самброс отметил, что многих амурчан волнует вопрос запусков ракет с использованием гептила, однако, он убежден, что оснований для опасений нет. «Гептил возник как альтернатива кислороду и керосину еще в период становления боевых ракетных комплексов, которые необходимо было хранить длительное время в заправленном состоянии. А в 50-е годы XX века гептил являлся распространенным химическим средством, используемым в сельском хозяйстве. Так, в Америке им опрыскивали яблочные деревья, в целях сохранности плодов. Все дело в концентрации вещества и его герметичности», - подчеркнул Виталий Васильевич.
Главный эколог федерального космического агентства рассказал, что в высших слоях стратосферы, где будет использоваться топливо на гептиле, это не представляет особой опасности, т.к. продукты сгорания топливной пары «амил – гептил» такие же, как и у кислорода с керосином: вода, молекулярные азот и водород, углерод. Что касается территории, на которой будет размещаться ракетный комплекс с данным топливом, то в случае его запуска на высоте 200 км (как и планируется на космодроме «Восточный»), опасности гептил представлять не будет. Если же какая-либо авария будет иметь место и гептил попадет в атмосферу, то под действием солнечных лучей и при наличии кислорода он разлагается на те же продукты сгорания.
Виталий Васильевич также рассказал о транспортировке топлива, система которой в корне изменилась. «Раньше гептил доставляли в обычных цистернах, которые с трудом можно было отличить от контейнера с бензином или керосином. Сейчас же его перевозят в герметичных транспортно-заправочных контейнерах, сделанных из нержавеющей стали диаметром 570 мм, которые закрываются специальной крышкой. Их объемы составляют от 2-х до 3-х кубов, - объяснил начальник отдела экологической безопасности объектов наземной космической инфраструктуры Виталий Самброс. - Изначально такие контейнеры были созданы для транспортировки самолетами, чтобы в случае аварии они оставались целыми, а это говорит о совершенно другом уровне надежности». Также Виталий Васильевич рассказал, что при заправке ракет используется система замкнутых полостей, при которой пары от вещества поступают обратно в емкость, откуда передается вещество.
Главный эколог также отметил, что из всех веществ, используемых в химии, в том числе и бытовой, гептил не самый токсичный, а продукты его распада обнаружены в некоторых продуктах питания и воздухе тех помещений, где есть газ. «Поэтому, если люди настолько боятся последствий использования этого вещества, то, прежде всего, они должны отказаться от таких банальных вещей как копченая колбаса и рыба, а также перейти на приготовление пищи на электрических плитах», - подчеркнул Виталий Самброс в интервью пресс-службе Правительства Амурской области.