Амурская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Лысаков: За рулем нет чинов, на дороге все равны

04 июля 2012, 04:07
В России повысились штрафы за нарушение правил дорожного движения. О безопасности на дорогах, правах водителей и обязанностях пешеходов рассказал лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», Первый заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

- Зачем введено разделение по суммам штрафов, почему Москва и Питер должны платить больше?

- Москва и Санкт- Петербург, как два субъекта выделены в особую группу, где штрафы повышены в два раза. Депутаты, принимая этот закон, исходили из того, что транспортные проблемы здесь наиболее острые. Хотя, я должен сказать, что дорожная ситуация во многих городах-миллионниках, не простая. Еще, не будучи депутатом, я критиковал повышение штрафов только в Москве и Петербурге. Мне просто жалко людей из провинции, которые могут приехать в Москву по разным делам и, не зная Москвы, люди могут растеряться и в условиях спешки оставить машину в неположенном месте, а потом уже получить соответствующий штраф, который для жителей провинции очень высокий. Вот с этой точки зрения, я критиковал этот закон. Сейчас уже я сам законодатель и понимаю, что как бы не был хорош или плох закон, его надо исполнять, поэтому необходимо, чтобы исполнительная власть работала по созданию парковочного пространства.

- Насколько новые размеры штрафов адекватны нарушениям?

- Размеры наших штрафов вообще неадекватны нарушениям, и здесь я имею в виду малую величину этих штрафов. Нынешние штрафы, зачастую, смехотворны. 100, 300 и даже 500 рублей, людей абсолютно не останавливают. Если говорить о новых штрафах за парковку, то они не совсем адекватны не самим нарушениям, а существующей дорожной инфраструктуре. При отсутствии парковок, конечно можно штрафовать и на большую сумму, только количество парковок от этого не увеличится. Когда принимались эти штрафы на законодательном уровне, то перед их введением, была дана отсрочка на год в надежде, что местные администрации эффективно сработают в создании парковочных мест. К сожалению, этого не произошло, поэтому здесь еще остался большой фронт работ.

- Вы считаете, что штрафами можно перевоспитать людей?

- Штраф всего лишь один из элементов перевоспитания, но не главный и не основной. Если приучить водителей правильно парковаться в отсутствии парковок нереально, то здесь уповать на штрафы не приходится. А вот в отношении других нарушений, таких как, выезд на перекресток, где ныне существующий штраф в 100 рублей, порождает желание у многих незаконопослушных людей забивать перекресток и перекрывать движение, повышение штрафа сыграет положительную роль. Согласитесь, что если за это нарушение повысить штраф хотя бы до 3000 рублей, то думаю, что желающих выезжать на перекресток, будет меньше. Так что, тут штраф будет иметь свой воспитательный эффект. В ряде случаев и размер штрафа, и, особенно, неотвратимость наказания, перевоспитывают людей.

- Когда в центре Москвы появится достаточное количество парковок?

- Мэру Москвы Собянину досталось «наследство», которое накапливалось в течение 20 лет. Все те пространства, которые были зарезервированы под парковки, стоянки, развязки «съедены» строительным комплексом. Тем не менее, все равно можно отыскать ресурсы и резервы. Сейчас в Москве начинают создавать карманы, есть места, где можно подумать с точки зрения логистики и геометрии. Ставить машины под углом, уменьшать широкие тротуары, можно провести ревизию пространств, которые захвачены офисами, банками, ресторанами, которые, по непонятно каким причинам, отрезают себе куски тротуара и дороги. Нужно двигаться в направлении создания перехватывающих парковок, чтобы мотивировать водителей пересесть на общественный транспорт. Всем автомобилистам теперь нужно учитывать, что штраф за неправильную парковку можно получить не только в ручном режиме, но и в режиме автоматических видеофиксаторов. Сейчас полиция Москвы и Петербурга закупает аппаратуру, и мобильные группы полицейских, которые будут проезжать мимо тех мест, где запрещена стоянка и остановка, сразу в режиме реального времени могут отслеживать стоящие там автомобили. Соответственно будут приходить «письма счастья». Если вы не видите сотрудника ГИБДД, это не значит, что наказание вас не настигнет.

- Будут ли растонированы машины чиновников?

- Все ведомственные машины будут растонированы. Я, как Первый зампред Комитета, готовлю письма руководителям министерств и ведомств с тем, чтобы они проконтролировали выполнение закона в этой части. Я буду просить руководителей ГИБДД не ослаблять контроль за ведомственными машинами и отчитываться перед Комитетом по фактам проверок машин чиновников. Знаете, людей озлобляет, когда с рядовых граждан требуют, а чиновники не подконтрольны. Наша задача - создать новый тренд, когда на дороге все равны, за рулем нет чинов, есть водитель.

- Почему автомобилисты не очень приветствуют такое новшество как  европротокол?

- Европротокол - это возможность оформления мелкого ДТП без участия сотрудника ГИБДД. Если оба участника ДТП согласны с фабулой дела и повреждения не превышают 25 тысяч рублей, то ГИБДД можно не вызывать, а зафиксировать все самим. Автомобилисты несколько опасаются следовать европротоколу, так как те, кто не разбирается в технике, не могут сами правильно оценить размер ущерба, человек просто боится ошибиться. Поэтому европротокол используют только 5-7% водителей. Повторюсь, что водители боятся промахнуться с суммой оценки аварии и если сумма ДТП будет больше, чем 25 тысяч, то им нужно будет взыскивать остальные деньги через суд. Иногда последствия аварии бывают совсем незначительными, эти случаи относятся к гражданско-правовым отношениям между людьми и страховыми организациями. Я предлагаю вообще исключить ГИБДД из этой цепочки, потому что государство не должно иметь отношение к сфере гражданско-правовых отношений. Нужно продумать механизм фиксаций ДТП и дальше уже всю работу должны взять на себя страховые компании. Я считаю, что такая схема поможет уменьшить пробки, потому что у нас из-за мелких аварий и пустяковых царапин, люди по 8-10 часов ждут ГИБДД. Конечно, чтобы двигаться в этом направлении, надо будет унифицировать полис КАСКО, так как сейчас те, у кого и КАСКО, и ОСАГО не могут пользоваться европротоколом, так как по условиям КАСКО, протокол ДТП должен быть подписан сотрудником ГИБДД.

- Как Вы относитесь к идее убрать из полиса ОСАГО «привязку» к машине?

- Я поддерживаю идею вообще убрать полис ОСАГО. Если у человека полис КАСКО полный и предусматривает компенсацию для третьих лиц, пострадавшим в ДТП, зачем еще покупать полис ОСАГО. А что касается «отвязки» полиса от автомобиля, то это вопрос спорный. С одной стороны, некоторые говорят, почему я должен платить за три машины, я езжу на одной.  А с другой стороны, если полис «отвязать» от машины и «привязать» к водителю, то тогда семьи с не очень большим доходом, имеющие одну машину, будут платить трижды. Полис надо будет оформлять на каждого, а не на машину, где трое могут ездить. Я предложил, провести круглый стол и выслушать точку зрения страховщиков, которые утверждают, что еще и полис ОСАГО сам по себе подорожает. На этом круглом столе страховщики пусть предоставят свои расчеты и аргументы, а представители автомобильного сообщества - свои. Здесь нужен сбалансированный подход.

- Если увеличится ОСАГО, то выиграют ли от этого простые автомобилисты?

- Если повышение полиса ОСАГО будет сопровождаться повышением компенсационных выплат, повышением качества услуг страховых компаний и уменьшением времени выплат, только тогда такое повышение будет оправдано.

Общественная приемная