Статья Ирины Яровой: Равенство производителя и продавца в интересах покупателя
15 июля вступил в силу закон о торговле, главный смысл которого - защита нашего отечественного производителя, фермера, булочника, овощевода - всех тех, кто трудится на земле и своим трудом производит продукты питания. Защитить их от неравенства в отношениях с торговыми сетями, защитить от нечестной конкуренции, дать возможность реализовать покупателю качественную отечественную продукцию по доступной цене.
Продовольственная безопасность, импортозамещение имеют вполне прикладное и жизненное значение, измерение которого в изобилии отечественных качественных продуктов и прозрачной цене.
Отраслевой закон о торговле впервые появился в России 2010 году и был разработан нами, фракцией «Единая Россия». Торговые сети и их многочисленные лоббисты, несмотря на огромное количество недостоверных информационных вбросов, не смогли воспрепятствовать тому, что взамен безграничного диктата и поборов были сформулированы правила для взаимодействия субъектов разной экономической силы: сетей, поставщиков, производителей.
Что такое субъекты разной экономической силы? Это также как грузовик и пешеход, субъекты разной физической силы. Обеспечить безопасность которых невозможно, не создав правила. К чему приводит нарушение правил - печально известно. Наша задача состояла в том, чтобы у российского производителя было право движения на зеленый свет и возможность правовой защиты.
Впервые появились сроки оплаты, запрет навязывания услуг, гарантии для малого бизнеса по нестационарной торговле, появилось ограничение выплат в виде премии с оборота, обязанности регионов развивать альтернативные формы торговли, создавать сельскохозяйственные ярмарки, чтобы сделать минимальной торговую наценку.
Были жаркие споры, прямое давление, но наш лидер Владимир Владимирович Путин дал поручения Виктору Алексеевичу Зубкову по созданию специальной комиссии по проработке этих вопросов, лично провел уже ставшую исторической встречу с крупным ритейлом и однозначно встал на защиту отечественного производителя и покупателя.
Важно подчеркнуть, что это именно защита, не ущемление прав сетей, как им хотелось это всегда преподнести, а возвращение их в русло уважительного отношения к российскому производителю. Тогда не было в повестке вопросов импортозамещения, либеральные апологеты дивной экономической мысли увещевали, что картошку купим в Египте, да и все остальное прикупим если надо.
Именно ответственное государственное и политическое решение стало важнейшим фактором укрепления продовольственной безопасности. Мы понимали, что некоторые компромиссы, достигнутые в части антимонопольного регулирования, императивных запретов, премии с оборота, требуют пристального внимания.
Обещания торговых сетей через кодекс добросовестных практик продемонстрировать новую честную практику вызывали сомнения. Но честность проверяется именно практикой.
Именно потому, что мы продолжили контроль за исполнением закона тогда, собирали информацию анализировали по всей стране в рамках нашего партийного проекта «Народный контроль», мы вышли в 2015 году с инициативой депутатов фракции «Единая Россия» о внесении изменений в закон торговле.
Практика показала, что, к сожалению, торговые сети пытаются превратить премию с оборота в налог, ищут лазейки неисполнения сроков оплаты, как продолжить поборы. Поэтому честность договора, прозрачность, равные правы и конкуренция цены, качества - могут быть защищены и обеспечены только через понятные правила и систему контроля, государственной защиты от монопольного давления и дискриминации.
Отношения производителя и продавца всегда затрагивают интересы покупателя. Чем более в несправедливом и подавленном состоянии будет производитель, тем выше цена или хуже качество. Затраты на поощрение торговых сетей являются не барометром рыночной конкуренции, а катализатором уничтожения добросовестного производителя.
Поправки, предложенные нами, это снижение премии с оборота вдвое, с 10 до 5%. Это не только сокращение сроков оплаты, но и, что принципиально важно, установление отсчета времени с момента фактической поставки товара.
Покупатель за товар платит сразу, поэтому, расчет с производителем без проволочек - это справедливо и освобождает производителя от беспроцентного кредитования сетей. Высвобожденные средства позволяет направить на развитие производства, расширение ассортимента и повышение качества.
Это абсолютный запрет на поборы. Запрет на возврат нереализованной продукции, когда все предпринимательские риски возлагались только на производителя. Никто из покупателей не может вернуть в магазин кефир, приобретенный избыточно и потому ненужный и пришедший в негодность. Но такие правила неприличия использовались по отношению к производителю. Особенно вопиющей была ситуация с хлебопеками.
Каждая из поправок - это правило равных прав, равной ответственности и равного развития. Это правило уважения покупателя и честной конкуренции за покупателя, это борьба за честную цену. Это новые возможности малого и среднего бизнеса, развития регионов.
Наш закон был поддержан «Опорой России», отечественными союзами производителей, профсоюзами сельского хозяйства, нашими аграриями, союзами защиты прав потребителей, профсоюзами сельского хозяйства, нашими аграриями, союзами защиты прав потребителей, всеми регионами России, федеральной антимонопольной службой России.
Точку в споре с торговыми сетями вокруг закона поставил президент России, дав прямые поручения о его принятии.
Закон вступил в силу с 15 июля 2016 года. И наша задача уже сейчас сразу начать масштабный мониторинг его неукоснительного исполнения по всей стране, от Камчатки до Калининграда.
Именно для того, чтобы граждане России получили быстрый, беспрепятственный доступ к вкусным и полезным продуктам питания, его должен получить к прилавкам отечественные производитель. И помочь этому призван мониторинг «Единой России».
Новые договоры по новым правилам с 15 июля 2016 года, приведение соответствие с законом до 1 января 2017 года ранее заключенных договоров, размещение в сети интернет информации для производителя и поставщика, создание в регионах условий для реализации отечественного продукта, увеличение сроков давности для обеспечения гарантированности защиты и ответственности.
Да, перед нами в этом стоят важные задачи, поэтому мы организуем работу во всех регионах России, наши партнеры и соратники в этой работе наши фермеры, сельхозпроизводители, малый и средний бизнес, все отечественные производители и их союзы, «Опора России» и ФАС России. Мы будем контролировать и решения региональных властей по созданию дополнительных условий к реализации регионального продукта и снижению торговой наценки.
Решение этих задач и станет процессом формирования добросовестных практик и новой культуры уважения отечественного производителя и покупателя, которую, мы уверены, поддержат и добросовестные торговые сети.
Появление прозрачности и равенства в отношениях производителей, продавцов и покупателей станет выигрышем для всех участников этих отношений.
Мониторинг «Единой России» призван обеспечить полную и всестороннюю защиту всех добросовестных участников рынка на региональном и местном уровне, оперативное реагирование на нарушения, анализ практики исполнения закона. А, следовательно, и станет основой для прогноза развития продовольственного рынка и управленческих, законодательных решений по его дальнейшему развитию.